????????? ?? ?????????? ???????? ?????????, ?????-?????????????????? ?? ???????? DUSSAUX??????????? ?? Candelis????????????????? ??????? ???????????? ??????
Реквием.Ru
 
Memento Mori - Помни о смерти
  Реквием.ru / Обряды и обычаи /

Узелки нашей памяти
Страница из жизни тосненских татар

- Какое счастье, что Аллах лак тебя подарил, - любила повторять Нафиса-абыстай (почтительное обращение к кожаной, уважаемой женщине у татар), обращаясь к Иняятулле Ганиевичу. - Теперь я спокойна, что явлюсь к Нему как полажено.

Тосненцы 92-летнюю старушку Нафису Гиреевну Мусину, которая была самым активным членом татарского общества, хорошо знали и любили. К смерти Гиреевна готовилась, и была уверена, что,её друг Кутуев проводит её в последний путь как велит Коран. Отношение Кутуева к Гиреевне было особое, он считал её своей бабушкой и мамой, наверное, потому что Нафиса очень была похожа на них, такая же красивая, внимательная и добрая. И когда пришёл срок, он исполнил волю Гиреевны. Молодым сегодня трудно понять, почему так важны традиции для стариков. Но когда Гиреевна слеша, к ней в квартиру пришли три женщины, чтобы сшить для неё саван. Белый материал у неё уже был припасен. Женщины шили не торопясь, аккуратно, ведь погребальную одежду и саван шьют только вручную и при этом на нитке не делают узелков. А ритуальное полотенце у Нафисы было уже готово.

Любопытна история появления тосненских и любаньских татар в Ленинградской области. Они появились здесь в ХУШ веке, когда началось строительство Петербурга. Было среди них немало касимовских татар, из города Касимово Рязанской губернии. Из этих мест был и Атаулла Баязитов, известный в Петербурге в начале XX века духовный деятель, писатель и основатель первой татарской газеты в России. В Петербурге на канале Грибоедова им была основана касимовская община. Касимовские татары занимали привилегированное место среди российских татар. При взятии Иваном Грозным Казани касимовские оказывали поддержку царю, с тех пор их одаривали землями и княжескими титулами. О том, что татары в Тосно и Любани жили давно, подтверждает и старое мусульманское кладбище в Любани. Об этом заброшенном кладбище Кутуеву сообщили, как только он организовал в Тосно татарское общество. Они стали приводить кладбище в порядок. Когда про это узнали старики, то просили земляков, когда придет срок, проводить их в последний путь по мусульманским обычаям.

Только советское время так вытравило эти обычаи, что мало кто знал, как это делается. Пригласили муллу. Но заполучить для каждого случая муллу из Петербурга в Тосно удовольствие не только не простое, но и дорогое, так как нужно привезти и отвезти его на машине.

И тут помогла кутуевская хорошая память. Рядом с родной деревней Конялы в Мордовии, где прошло его детство, было семнадцать мечетей. Его бабушка Зухра, как глубоко верующая мусульманка, ежедневно совершала пять основных намазов, хорошо знала Коран и „посещала мечети. Иняятуллу ходить в мечеть не заставляла, но он был мальчиком любознательным, наблюдательным и часто сопровождал бабушку во время религиозных праздников. Выучил даже немало сур из Корана на арабском, хотя язык не понимал, а также некоторые молитвы. Эти суры в жизни были не востребованы, да Кутуев и не подозревал, что они хранятся в его памяти. А тут однажды в Тосно у их члена совета общества погиб сын, школьник. Талантливый, умница. Родители попросили похоронить его по мусульманским традициям. Мулла приехать не смог, позвали Кутуева, уважаемого человека, директора Ушакинского центра досуга и народного творчества, председателя татарского общества. Была в этом толика и от советских традиций. Но Кутуев понимал, что зовут его не для того, чтобы советские традиции восстанавливать. Всем обществом вспоминали, как провожают в последний путь мусульманина. Тогда Кутуеву пригодилось то, чему учила его бабушка, он вспомнил молитвы и суры. И когда прочел суры на похоронах мальчика, совершил обряд, получилось всё как положено. Нафиса Гиреевна Мусина умирала достойно, она ушла в иной мир через два дня, как её погребальная одежда была готова. Позвали бабушку. Мне так и не удалось узнать, как такую бабушку, что покойников омывает, по-татарски называют. Трижды она совершила омовение, затем одела покойницу в погребальные одежды и завернула в саван, завязав его у головы и ног. Показывать лицо покойного при прощании у мусульман не принято. Лишь два раза Кутуев сделал исключение, один раз, когда одноклассники хотели проститься со своим другом, второй раз, когда военного хоронили. Кутуев надеется, что Аллах простит его за это.

С тех пор Кутуева стали приглашать помогать осуществлять погребальные ритуалы.

Не разрешается у мусульман на кладбище присутствовать женщинам. Но у тосненцев женщина на кладбище допускается, но во время церемонии нельзя причитать, рыдать и плакать. По мусульманским обычаям в последний путь провожают спокойно, так как добропорядочного мусульманина на том свете ожидает рай и вечная жизнь. Есть и еще одна особенность: покойного в саване привозят в табуте (ящик без крышки, покрытый ковром), опускают в могилу без гроба, тело укладывается в специальной нише, выкопанной в сторону Каабы.

Но, конечно, не только ритуальные традиции восстановили тосненцы, хотя эта сторона деятельности общества, очень деликатная и тяжелая, весьма важная. Традиции, как известно, особенно ярко проявляются, когда человек рождается, женится и умирает. Кутуев в Тосно теперь фигура знаковая. Начиная с 1997 года, когда он опубликовал в местной газете объявление "Отзовитесь, земляки" и когда в его клуб, директором которого он был, пришли первые пятнадцать земляков, в Тосно возродилась татарская община. Теперь общество объединяет около 400 человек из Тосно, Саблино, Любани, Ушаков, Красного Бора и других посёлков района. Вспомнили старики, что в 50-е годы в селе Шапки, расположенном недалеко от Тосно, в заповедных лесах праздновали Сабантуй, и восстановили любимый татарский праздник. Теперь тосненский Сабантуй приобрел широкую известность.

В этом году общество отметило своё пятилетие. В 1997 г. они отправились в "Добрый путь", по-татарски - "Изге юл", так они назвали свою организацию. И путь действительно оказался добрый.

Восстанавливают традиции, вспоминают национальные игры, праздники, устраивают выставки татарских художников, участвуют в мероприятиях питерских татар. Теперь в Тосно отмечают Курбан Байрам, Рамазан Байрам и Кадер Киче и, конечно, Сабантуй. Курбан Байрам начинают, как и положено, с заклания жертвенных животных. А недавно появилась идея построить в Тосно мечеть.

Тосненские татары оказались людьми открытыми. Сердечно они встречали своих земляков, вынужденных переселенцев, из бывших республик СССР и помогали им обустроиться на новом месте. И теперь в их обществе люди из разных республик. Мансур Сафин с семьей живет в Тосно недавно, переселенец, стал активистом общества, А без выпечки его жены Сафиной Жауидя-ханум не обходится ни одно мероприятие. Любовь и теплоту нашли в обществе и семья Хаснулнных. Они в 1998 году переехали в Тосно из Самарканда, Шамилю и Наиле было поначалу нелегко, семья большая, четверо детей, но всех подняли и всем дали высшее образование.

Активно помогают обществу Раиль Габбасов, генеральный директор строительной фирмы "Эврика", Ильмир Имамов, командир воинской части, Расима Долотказина, Фанилъ Мансуров и многие другие.

Нашло общество друга в лице директора АОЗТ "Улики" Мирхайдара Немешева, он давно живет в Ушаках, и знают его здесь и стар и млад, он избран первым заместителем председателя - "Изге юл". Так же активно помогает генеральный директор ОАО "Нефриткерамика" Загяд Багаутдинов.

Иняятулла Кутуев в Тосно направили в самое сложное время. Это было в 1997 г., когда совхозы избавлялись от так называемой "социалки". Перестройка сделала невыгодным содержать дома культуры, детские сады и лагеря. Так на грани разорения оказался некогда богатый Ушакинский дом культуры. Возглавить его предлагали многим, но, увидев протекающую крышу, пустые комнаты, руководители уходили. А Кутуева это не испугало, согласился. Теперь Дом культуры - картинка.

Иняятуллу Кутуева пригласили неспроста, он в это время преподавал в Ленинградском областном колледже культуры и искусства в Петербурге, которое сам закончил в 1963 г. В Ушаках он начинал в 1968 г. свою деятельность директором Ушакинского СДК, затем 4 года был председателем Ушакинского сельского исполкома. Иняятуллу Кутуева пригласили неспроста, он в это время преподавал в Ленинградском областном колледже культуры и искусства в Петербурге, которое сам закончил в 1963 г. В Ушаках он начинал в 1968 г. свою деятельность директором Ушакинского СДК, затем 4 года был председателем Ушакинского сельского исполкома.

Особенностью Ушакинского центра досуга и народного творчества стал созданный Кутуевым национальный культурный центр, который не только делает жизнь местных жителей интересной, всколыхнул национальные землячества, но и гармонизирует отношения между людьми разных национальностей.

Нафису Мусину этим летом провожали в последний путь почти все татары Тосно. Родом из Касимова, она приехала в Тосно семьдесят лет назад. Эту красивую и работящую женщину многие знали и любили.

Дженаза-намаз на кладбище произнес Иняятулла Кутуев. Начал он, как и принято, со слов: "Хороший был человек?" И повторив три раза, спросил: "Не оставил ли он долгов кому-нибудь из Вас? На этот вопрос все должны ответить честно. И если долги у покойного были, то родственники их тут же отдают, если не могут, то тогда собирается "салака" и возвращают долг всем миром.

У Гиреевны долгов не было. И была она очень хорошим человеком, такой ее и запомнят. И покойнице не на кого обижаться, умерла она, уверенная, что в Тосно будут и после нее возрождаться традиции.

Ирина СЕЛИВАНОВА, гл. редактор журнала "Петербург национальный"



Версия для печати


Новости
Ритуальные услуги
Кладбища
Некрополь
Обряды и обычаи
История
Молитвы
Цитаты
Жизнь и Смерть
Публицистика
Фотогалерея
Правовые вопросы
Документы
Некролог
Эпитафии
Помощь
Форум
Ссылки

Журнал "Реквием"
видео видео


Начало | Поиск | О сайте

Реклама





 
© 2000 Реквием.Ru. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация о сайте. По всем вопросам пишите - info@requiem.ru
Создание и поддержка сайта - АИР