????????????????? ??????? ???????????? ??????????????? ???????? ClaudeDourel????????? ?? ?????????? ???????? ?????????, ?????-???????????????????? ?? Candelis
Реквием.Ru
 
Memento Mori - Помни о смерти
  Реквием.ru / Обряды и обычаи /

ОБРЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ

Под именем погребения в Православной Церкви под разумеются молитвословия, совершаемые с самого момента разлучения души с телом, обрядовые приготовления тела, отпевание в храме, предание земле и последующие действия и поминовения.

Все действия, которыми сопровождается обряд - "...это молитвы за усопшего - буквально вместо него; когда живые отдают умершему временно свои уста, чувства, энергию своей жизни" (Ж. М. П. № 6, 1991, с. 79).

Последований погребения у нас имеется несколько: мирян, младенцев, монахов, священников и особый чин на Святую Пасху.

По чину священническому погребаются только архиереи и иереи; монахи, иеромонахи и архимандриты - по чину монашескому; диаконы и миряне - по чину мирских человек, младенцы (до 7 лет) - по чину младенческому.

Суть православного погребения заключается в воззрении церкви на тело, как на освященный благодатью храм души, - на жизнь настоящую, как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть, как на сон, по пробуждению от которого настанет жизнь вечная.

В будущей жизни участвовать будет и тело, которому, по слову Св. Ал. Павла "...надлежит облечься в нетление и смертному сему - облечься в бессмертие" (1. Кор. 15.53).

Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа.

Лишаются православного погребения лица, сознательно лишившие себя жизни.

Для того, чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти. (Настольная книга священнослужителей, т. 4, 1983, с. 491). После письменного благословления архиерея, совершается обычное погребение, без прибавления каких бы то ни было других слов: просто упоминается "усопший раб Божий".

Усопших иной веры христианского вероисповедения, в случаях крайней нужды, может погребать и православный священник, но обряд погребения иной, сокращенный, изложен он в третьей части требника, изданного в 1983 г.

"Тело умершего иноверца, христианского исповедения не может быть вносимо перед погребением в православную церковь" (Кн. наст. Булгакова, 1980 г., с. 907).

Вопрос о кремации усопших весьма сложный, и ответ на него не однозначный: с одной стороны, в наших священных книгах нет запрещения сжигания трупов, но имеются положительные и повелительные указания на единственно допустимый способ погребения тел - это предание их земле: "Земля еси и в землю отидеши".

Погребение в земле есть изображение временного успения, сна; в народе называется "похоронами". Сохраняются ценности в своей целостности, а видоизменившись, это уже не ценность. Для тела земля является естественным ложем упокоения и называется усопший покойником, упокоившимся до всеобщего восстания.

"Если предание земле тел вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии". (Церковный Вестник, 1910, с. 29).

Заочное отпевание вошло в наш быт, это исторически сложившаяся данность. Отпевают заочно повсеместно, но это не норма, а скорее отступление от нее.

Скоропостижно скончавшиеся, без покаяния, не лишаются христианского погребения.

Святая церковь чад своих напутствует в загробную жизнь таинствами покаяния, причащения, елеосвящения (соборование).

В важные минуты разлучения души с телом - на исход души читаются молитвословия - "Отходная".

Есть два чинопоследования отходных: при кончине мирной и в случае мучительных страданий умирающего - "внегда человек долго страждет". В этом случае приглашается священник, и он читает каноны и молитвы о долгостраждущем.

Чинопоследованне первое изложено в требнике и молитвеннике, и эту "отходную" в случае отсутствия священника может вычитать и мирянин (Настольная книга священнослужителей, т. 4, с. 459).

Отходная

"Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас".

"Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй нас". (Читается трижды).

"Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

"Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи ноша;

Владыко, прости беззакония наша; Святый посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради".

"Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй".

"Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

"Отче наш, иже еси на небесах. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный дождь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".

"Господи, помилуй" (12 раз) "Придите, поклонимся Цареви нашему Богу".

"Придите, поклонимся и припадем Христу Царева нашему Богу".

"Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Царевы и Ногу нашему".

50 ПСАЛОМ

"Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей, и по множеству щедрот Твоих измадь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе Единому согрешил я, и лукавая пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, - и возрадуются кости Тобою сокрушенные. Отврати Лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся. Избави от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста моя возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы не желаешь, я дал бы ее: к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенного Ты не презришь Боже".

Умолкают уста умирающего, и от его лица Церковь в дальнейших молитвословиях поручает его Пресвятой Богородице и заступничеству Святых Ангелов. Издревле присуща Православию вера в то, что в момент исхода души приближаются к ней как Ангелы с благопожеланиями, так и демоны со злыми наветами. Немощь отходящего подкрепляется молитвой.

КАНОН гл. 6
Песнь 1.

Ирмос. "Яко по суху путешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема. Богу победную песнь поим, вопиюще". Припев: "Пресвятая, Богородице, спаси нас".

(повторяется перед каждым тропарем).

Тропарь 1. "Подобно каплям дождевым, злые и малые дни мои, оскудевая понемногу с течением лет, уже исчезают, - Владычице, спаси меня".

Тропарь 2. "Всегда прогоняема Твоим благоутробием и щедротами многими, Владычице, в этот ужасный час предстань мне, Помощница необоримая".

Тропарь 3. "Душу мою ныне содержат страх, великий, болезненный и неисповедимый трепет, когда ей из тела выйти предстоит, Пречистая, утешь ее". "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". "Грешным и смиренным достоверное прибежище, удостоверь о мне милость Твою, Чистая - руки бесовской избавь, потому что, как псы многие меня обступили". "И ныне и присно и во веки веков. Аминь". "Вот время помощи, вот время Твоего заступничества, вот. Владычице, время о котором я припадал к Тебе в теплых молитвах день и ночь".

Песнь 3.

Ирмос. "Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесыч рог верных Твоих, Блаже, и утверди нас на камени исповедания Твоего:

Тропарь 1. "Издалека провидя этот день, Владычице, и постоянно, как уже пришедшего помышляя, со слезами теплыми просил усердно не забыть меня".

Тропарь 2. "Скимы мысленные, рикающие окружили меня, ищут взять меня и растерзать, - зубы их и челюсти сокруши. Чистая, и спаси меня".

Тропарь 3. "Уже угасающему органу словесному, языку связавшемуся и закрывшемуся голосу; в сокрушении сердца молю Тебя, Спасительница моя, спаси меня".

Слова... "Приклони ухо Твое ко мне, Христа Бога моего Мати, с высоты славы Твоей, Благая, услышь мой конечный стон и руку мне подай".

И ныне... "Не отврати от меня многих щедрот Твоих, не затвори утробу Твоего человеколюбия. Чистая, но предстань мне ныне и в судный час меня помяни".

Песнь 4.

Ирмос. "Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднуюши".

Тропарь 1. "Соглашениям омовения ток слезный положи, Благая, примая сердца моего сокрушение: на Тебе утверждающе упование. Благая, да избавишь страшного огненного мучения, так как Ты сама источник благодати, Благородительнице".

Тропарь 2. "Непостыдное и непогрешительное прибежище для все нуждающихся, Владычице Пречистая, Ты в час испытания будь мне Заступницей".

Тропарь 3. "Пречистые Всечестные руки простри, как священные крылья голубиные, под кровом и сенью тех покрой меня. Владычице".

Слова... "Воздушного князя, насильника, мучителя, страшных состоятеля и испытающего за это ответа: - отходящего от земли, удостой меня все это пройти безпрепятственно".

И ныне... "Вот меня, Владычице встретил страх, которого я и боялся, подвиг великий объял меня, будь в нем мне Помощница, надежда моего спасения".

Песнь 5.

Ирмос. "Божим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети. Слове Божий, Истинного Бога, от мрака греховного взывающа".

Тропарь 1. Не забудь меня, Благая, и лицо Твое не отврати от отрока Твоего, так кок скорблю, обрати внимание на душу мою и избавь ее".

Тропарь 2. "Те, которые по плоти, мои сродники, и по духу братья и друзья, и обычно знакомые: сетуйте, плачьте, вздыхайте - расстаюсь сегодня с вами".

Тропарь 3. "Сегодня, воистину никто не поможет, не избавит; Ты мне помоги, Владычице, чтобы в руках врагов моих, кок беспомощный человек, не задержался".

Слово... "Святые Ангелы мои, вошедшие предстаньте пред судом Христа, мысленно преклоньше колени свои и плачевно воззовите: Творче всех, помилуй дело рук Твоих, и его не отрыни, Блаже".

И ныне... "Поклонившись Владычице и Пречистой Матери Бога моего, помолитесь и ей преклонить колени с вами, чтобы и его на милость преклонить - как Милостивая и Питательница услышана будет".

Песнь 6.

Ирмос. "Житейское море, воздвизаемое зря, напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой. Многомилостиво".

Тропарь 1. "Уста мои молчат и не молвит язык, но сердце разгорается огнем сокрушения и снедаемый ум призывает Тебя, Дево, голосом невысказанною речью".

Тропарь 2. "Милость Божия посмотри свыше и обрати внимание на меня, снизойти посещением к Тебе увидев, из тела выйду радуясь".

Тропарь 3. "Растерзаются союзы естественные, телесные законы разрушаются - нестерпимую боль и угнетение все это мне делает".

Слова... "В священные и чистые руки Святых Ангелов положи меня, Владычице, да тех крыльями покрывшись, не увижу бесчестного, смрадного и мрачного бесов образа".

И ныне... "Чертоже Божий Всечестный, в небесном чертоге разумном меня удостой свечу угасшую мою возжечь Святым елеем милости Твоей".

Кондак:

"Душа моя, душа моя восстани, что спишь, конец приближается, тебе нужно молвить, воспрянь теперь; да пощадит тебя Христос Бог, Вездесущий и все исполняющий".

Икос:

"Увидев отверстное Христово врачество, истощающее Адаму здоровье - уязвился страданием диавол; зарыдал в беде и возопил сообщникам своим: что сделаю Сыну Мариину? Убивает меня Вифлиемлячин, Вездесущий и все исполняющий".

Песнь 7.

Ирмос. "Росодательну убо пешь содела Ангел, преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеша вопити: благословен еси Боже отец наших".

Тропарь 1. "Меня неготового постигла ночь смертная; мрачная и безлунная; неподготовленного к пути страшному и длинному препускает; да споспешествует мне милость Твоя, Владычице".

Тропарь 2. "Вот дни мои действительно исчезли в суете, и года мои ни с чем; сети смертные и горькие воистину опутали душу мою и удерживают ее".

Тропарь 3. "Грехов моих множество да не сможет победить многого милосердия Твоего, Владычице; милость Твоя да превзойдет над всем и вся беззакония мои покроет".

Слова... "Меня, все провожающие отсюда, удерживает; душа же моя смятения многого исполнена, устрашаясь отходит: утешь ее, Чистая, явлением твоим".

И ныне... "В моей скорби сопечалующего и утешающего не вижу. Владычице; друзья и знакомые мои уже оставляют меня, - Надежда моя. Ты никогда не оставишь меня".

Песнь 8.

Ирмос. "Из пламене преподобным росу источил еси, и праведного жертву водою потопил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки".

Тропарь 1. "Как Бога Человеколюбца, Человеколюбивая Мати, когда от тела душа моя отлучится, тихим и милостивым оком внемли, да во вся веки славлю Тебя, Святая Богородица".

Тропарь 2. "Уловления полков бесплотных варваров избежать мне, воздушной бездны уклониться; только к небу взойти меня сподоби, да во веки славлю Тебя, Святая Богородица".

Тропарь 3. "Господа Вседержателя Родившая, горьких мытарств начальника, отгони подальше от меня миродержца, путь мой когда окончу, чмийы Тебя во веки славить, Святая Богородица".

Слова... "Когда великая последняя труба возгласит о воскресении им страшимо и грозного суда; - все воскреснут: и меня помяни тогда, Святая Богородица".

И ныне... "Владыки Христа высокая палата, свыше пошли Твою благодать, теперь, и день озлобления, предвари меня да Тебя славлю во все века, Святая Богородица".

Песнь 9.

Ирмос. "Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини Ангельскии взирати. Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощено. Его же величающе, с небесными вои, Тя ублажаем".

Тропарь 1. "О как увижу Невидимого? Как претерплю это ужасное видение? Как дерзну открыти очи? Как смею моего Владыку видеть, Которого от юности, постоянно, не переставая, огорчал".

Тропарь 2. "Святая Отроковица, Богородительница, милостиво взгляни на мое смирение, приими последнее и умиленное мое моление: огня мучающего вечно, потщися избавить меня".

Тропарь 3. "Храмы Святые осквернившия и телесный скверный храм оставивши, душа моя молит Тебе Отроковице Дево Мати, Божий всечестный Храме, кромешной тьмы избежать мне и лютого геенского жжения".

Слова... "При конце жизни моей, размышляя о пустых мыслях и действиях, уязвляется совесть моя лютыми стрелами, Всечестная, преклонися к душе моей это соделавшей, будь мне Предстательницей".

Иным... "Сын дался нам за милость, Сын Божий и Ангельский Царь, Превечный от чистых кровей Твоих пришел Человек. Отроковица, умилостиви Его: Исторгается от окаянного тела моего люто страждущая душа моя".

"Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем".

"Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

"Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй".

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, моли те ради Пречистым Твоея Матери, предстательствы небесных Сил Бесплотных и всех святых Твоих, помилуй нас. Аминь".

Молитву в конце Отходной приличествует читать только священнику. (Если отходную читал мирянин - молитву опустить)

"Может быть умирающий уже не слышит молитвословий, но подобно тому как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного воздействия таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких" (Настольная книга священнослужителей, т. 4, 1983, с. 458).

Над телом усопшего, по примеру благочестивой древности, совершаются многозначительные действия. Тело омывается водой при мысли, что оно должно предстать Богу в чистоте и непорочности. (Тело умершего архиерея и иерея водой не омывается, а обтирается губкой, пропитанной растительным маслом, - делают это и облачают в священнические одежды только лица в священном сане.)

На тело усопшего надевается крестик. Облекается тело в новые, чистые одежды. Поверх одежд постилается белый покров (или саван), напоминающий о белой одежде при крещении.

Тело омытое и облаченное полагается на приготовленный стол, по русскому обычаю, головой к иконам. Затем полагается в приготовленный гроб, как в ковчег для сохранения. Глаза покойника закрыты, уста сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно. В руку (правую) влагается иконка Спасителя, в знак веры во Христа, или Распятие. На лоб возлагается бумажный венчик, имеющий надписание: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас" - эта надпись расположена между тремя изображениями: Спасителя в центре, Божией Матери и Иоанна Предтечи по бокам. Венчик возлагается в предзнаменование того венца, которого желал Св. Ап. Павел и который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры.

По 4-м сторонам гроба ставятся светильники, на которых возжигаются лампадки или свечи, горящие до выноса тела в Храм. (Не нужно поощрять бытующие суеверные обычаи полагать в гроб хлеб, шапку, деньги и другие предметы. Класть цветы приличествует.)

В некоторых местах существует обычай кончину прихожанина извещать колокольным погребальным перезвоном. Очень поощрительно придерживаться обычая, установленного в древние времена, читать Псалтирь у гроба. (Над архиереями и иереями читается Евангелие.)

До погребения и после него об усопшем совершаются панихиды и литии. (Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая продолжительная молитва; лития - усиленное народное моление.) Первая панихида может быть совершена сразу после того, как облаченное тело положено на стол. Панихиды и литии совершаются неоднократно, отпевание же совершается только один раз. (Даже если бывает перезахоронение.)

К имени усопшего присоединяется слово "новопреставленный" в течение 40 дней.

"К имени священно-церковно-служителей прибавляется наименование их сана; Епископ, иерей, диакон, иподиакон, чтец, критор, монах. К имени мирянина прибавляется - "раб Божий", "раба Божия", а ребенка до 7 лет называют "младенцем". Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, убиенный, сгоревший и т. д. не имеют канонических оснований и не встречаются в благослужебных книгах". (Настольная книга священнослужителей, т. 4, 1983, с. 462.)

Во время панихиды и литии молящиеся стоят с вожженными свечами; служащий священнослужитель - еще и с кадилом.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд к Лицу Божию, в страхе к трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, мы просим облегчить участь преставившегося.

В продолжении двух дней душе, по верованию Церкви, позволительно, с находившимся при ней Ангелом, ходить по земле, "идеже хощет". Добродетельная душа посещает те места, где имела обыкновение творить правду; душа же отягощенная грехами трепещет, вспоминает все неправды и злодеяния, при жизни соделанные.

В день третий; Тот, Кто Сам воскрес из мертвых в третий день, душе повелевает вознестись на небеса для поклонения Богу всяческих и показать душе различия обителей Святых и красоту рая.

По обычаю Русской Церкви, в третий день возносятся особые молитвы об усопшем - совершается чин погребения (отпевание).

Чин этот изложен в Требнике, отпевание совершает священник. Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный торжественный характер: здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного сетования. Родственники усопшего иногда и бывают одеты в траурные одежды, но одежды священнослужителя - светлые. Многие песнопения заканчиваются припевом "Аллилуйя", что значит "Слава Богу". Сам чин народом русским назван отпеванием, что подчеркивает его песнопевческий характер.

Для отпевания тело усопшего приносится в Храм. Совершается Заупокойная литургия, по завершении которой отпевание.

Не следует долго держать покойника в Храме: только в крайнем случае - одни сутки.

В первый день Святой Пасхи и в праздник Рождества Христова в Храм усопших не вносят и в эти дни не отпевают.

Гроб в Храм вносится ногами вперед и устанавливается на подставку-катафалк напротив Царских врат головой на запад. Покрывается гроб покрывалом (церковным, парчевым) во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под ее покровом. Устанавливаются крестообразно подсвечники. Зажигаются свечи. Поминальную кутью, со свечей посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутьей (или коливом) называют сваренные зерна пшеницы (рисовой крупы), смешанные с медом или другими сладостями. Зерна заключают в себе жизнь скрытую: чтобы дать плод, они сами должны оказаться в земле и истлеть. Мед и прочие сладости - знаменуют духовную сладость благ Вечной Жизни. Гроб до конца отпевания (если нет уважительных причин) остается открытым.

Для совершения погребения по установившейся традиции священник облачается в фелонь, хотя в Требнике и указано надевать только епитрахиль. Теперь же всегда повсеместно облачаться как на молебен и другие чинопоследования, где читается Евангелие. Каждение полагается до конца отпевания. На ектиниях благозвучнее (не повторяя одно и то же) слово "усопшего" опустить и произносить только "новопреставленного раба Божия". На каноне же поется припев: "Упокой, Господи, Душу усопшего раба Твоего".

Не следует опускать Непорочны, сокращать тропари на "Благословен еси, Господи..." и на каноне.

Во время пения "Со святыми упокой..." родственники становятся на колени. После прочтения Евангелия, которое читается лицом к народу и усопшему, сразу оглашается разрешительная молитва. Молитва эта, отпечатанная отдельно, по прочтении влагается в правую руку усопшего.

Происходит прощание с покойником - "последнее целование". Священник целует иконку (крест), и осеняет (благословляет) рукой усопшего. Последнее целование родственники совершают, прикладываясь к иконке (кресту) и венчику. Если отпевание бывает при закрытом гробе, то целуется крест на крышке гроба или в руке священника.

Отпевание заканчивается литией и при пении "Святый Боже..." тело провожается на кладбище.

Если священник не сопровождает гроба до могилы, то в Храме совершается предание земле. Священник посыпает землю на закрытое покрывалом (саваном) тело усопшего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней".

Если ранее было соборование, то оставшееся освященное масло также возливается на тело. После предания земле гроб закрывается крышкой, которая забивается гвоздями. По просьбе родственников, землю можно посыпать на бумагу; в кулечке ее перевезут на кладбище и там сами, перед закрытием гроба крышкой, посыпают крестообразно ею тело.

Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище. При опускании тела в могилу еще раз совершается лития.

Гроб с телом в могиле полагается ногами на восток, головой на запад, - как стоял гроб в Храме и как всегда мы молимся; на восток - в ожидании наступления утра вечности или второго пришествия Христова.

Над могильным холмиком устанавливается Крест. Он ставится у ног усопшего так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойника. Также ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Относительно погребения младенцев следует отметить, что оно совершается как изложено в Требнике с теми же внешними обрядовыми действиями с той лишь разницей, что разрешительная молитва читается только из требника "Храняй младенцы..." и в руку младенцу не вкладывается.

"Музыка, не имеющая места в православном богослужении, не должна быть употребляема и при совершении религиозного обряда погребения" (Булгаков. Наст. кн. 1892, с. 1331).

Существует обычай устраивать в память усопшего после его погребения похоронный обед (поминки). Заслуживает одобрения этот обычай, если ему придан пристойный, церковнообрядовый характер. К глубокому сожалению, иногда участники этой трапезы, обременясь горячительными напитками, ведут себя вследствие этого крайне неподобающе. Благоразумными мерами нужно не допускать и устранять все непристойное и оскорбительное для памяти усопшего.

Присутствие священнослужителей на поминальных обедах практикуется. В начале трапезы священник или диакон совершает литию, в конце возглашает "Вечную память". Предваряет все кушанья на трапезе кутья (коливо), которая была при погребении. В конце трапезы подается кисель, в некоторых местах с молоком (коровьим в дни не постные, в постные же - миндальным, маковым и проч.).

При молитвенном пожелании усопшим Царствия Небесного и вечной памяти, трапеза также носит религиозный характер: "Кисель с молоком (ввиду свойственного еще древним христианам воззрения на смерть как на рождение, почему и называется день смерти днем рождения) напоминают нам о своего рода младенчестве новопреставленной души, и располагают нас к молитве о благополучном духовном росте и развитии ее в загробной жизни" (Булгаков, с. 1360).

Поминание усопших

Церковные поминовения совершаются только о тех христианах, которые удостаиваются погребения по обрядам Православной Церкви (Булгаков, с. 1361).

Есть практика совершать поминовение и по христианам иноверным по просьбе их православных родственников (жены, детей), если те заверят, что усопший не был злобным отрицателем Православия.

Молим Господа, чтобы Он "ими же весть судьбами явил и им свое миросердие и насколько угодно Ему будет даровал бы им ослабу и упокоение" (Булгаков, с. 1362).

"Не заслуживает молитвы тот, кто при жизни своей с пренебрежением относился к Православию" (Митрополит Филарет Дроздов).

Не поминаются (и не погребаются) по обряду Православной Церкви как мертворожденные, так и не крещеные. В сомнительных случаях нужно обращаться за соответствующим разрешением к епархиальным властям.

Младенцев крещеных, хотя и сказано о них, что они "небесной радостью в недрах Авраама радуются, находятся в Ангельских светообразных местах" - для утешения родственников умершего младенца, ищущих в церковных молитвах о нем утешения, - нужно поминать. Однако "сорокоусты заказывать по ним не следует, - ими ведь не содеяны грехи "вольные или невольные".

Все древние учители и Отцы Церкви единодушно утверждают, что поминовение усопших есть Апостольское постановление.

"Мы можем облегчить муку для почившего брата нашего, если будем совершать за него частные молитвы и раздавать милостыню" (Св. Иоанн Злотоуст, Поучение на Деяние Апостолов, т. 9, 1903, с. 205).

"Молитесь, чтобы душа умершего получила место упокоения, молитесь, чтобы он обрел Судию милостивым" (Ефрем Сирин, слово о почивших во Христе).

"Умерших поминают поименно" - говорит Св. Епифаний, епископ Кипрский (книга 3 против ересей).

Имена записывались в книги, называемые "диптихами" - поминанник из двух листов: в один из которых вписывалось имена живых, в другой - усопших. Теперь подают отдельные записки. Были "полиптихи", т. е. многие листы, вместе сложенные, для вписывания многих имен одной фамилии, родни, - это наши поминальники. Если в полиптих вписывались имена разных фамилий и разного рода, то он назывался "синодиком" (синодос - собрание), т. е. общим помянником (Новая Скрижаль, гл. 8, пар. 58).

В синодик вносятся "сорокоусты" - 40 дней сугубого поминовения новопреставленных. Записываются имена и на определенные продолжительные сроки, или же, по завещанию, на вечной помин. Вписываются также в синодик и имена преждепочивших наставников духовных и начальников, - запись эта служит для помина и напоминания потомству о их добрых делах.

Есть добрый обычай подавать с поминанником или запиской просфору, из которой вынимается частица на проскомидии с упоминанием имени усопшего и потом опускается в Св. Чашу. В подаваемых записках имена следует писать в родительном падеже: кого помянуть? "О упокоении Иоанна, Степана, Александры и др." со словами "Отмый, Господи, грехи всех зде ныне нами поминаемых". В сочетании же с прошением "подаждь Господи..." кому? "Иоанну, Степану, Александре и др.".

Ежедневно об усопших Святая Церковь возносит молитвы: за литургией, за проскомидии, ектинии, по пресушествленин Святых Даров и потом на панихиде или литии. По желанию родственников усопшего совершаются моления и 3-й день, 9-й, 40-й и годовой. Третий день (обычно отпевание бывает и этот день) осмыслен Церковью как поминание и в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Девятый день - в честь девяти чинов Ангельских, предстателей за душу усопшего пред Господом. В сороковой день, по верованию нашему, душа опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей, до общего суда, место пребывания. Помин в годовой день - первая годовщина отсутствия на земле души усопшего и годовщина его рождения для жизни будущей. Бытует обычай помянуть церковным чином близкого и в день его рождения и именин.

Счет дней для помина ведется так: начало второго дня считается время от 12 часов первой ночи после кончины; следовательно, если наступила смерть 1-го числа, то третьим днем будет 3-е число, девятым - 9-е и т. д. (3-й день смерти входит в счет).

Церковью установлены особые дни поминовения в Церкви - вселенские панихиды: в субботу перед мясопустной неделей, в субботы 2-й, 3-й, 4-й седмиц Великого поста, на Радоницу (вторник Фоминой седмицы), в субботу перед Троицей; а также Дмитриевская суббота (около 26 октября - 8 ноября нового стиля) и в день Усекновения головы Иоанна Предтечи (29 авг. - 11 сект. н. с.).

"Если нет известия о смерти, нельзя поминать за упокой". (Церковные Ведомости, 1891, с. 29).

Кладбища

  1. Ограды кладбищенские, памятники надгробные, места захоронений и все вокруг них должно быть сохраняемо в благоустройстве и чистоте. Необходимо наблюдать, чтобы могилы не были разрываемы для ограбления и поругания. Это преступление строго наказуемо законом гражданским и рассматривается Церковью как кощунство.
  2. При погребении не возбраняется могилу внутри выложить кирпичом, но возводить особые сооружения на поверхности могилы не требуется.
  3. Мертвые тела (в особых гробах) могут быть перевозимы из-за границы для их погребения в пределах России только с особого на то разрешения. При повторном захоронении служится только панихида, если достоверно известно, что чин православного отпевания был совершен.
  4. На Руси был обычай при Храмах, находящихся в селениях (но не в самих Храмах), погребать тела местных иереев и протоиереев, честно и беспорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся.
  5. "Городские священники обыкновенно погребались на городских кладбищах" (Булгаков, с. 1933).
  6. На кладбищах, по нынешнему новому законодательству, разрешается совершать отпевания, служить панихиды и литии.

В заключение нужно сказать, что все молитвословия за усопших и обращения к ним самим, как живым свидетельствует о нашей вере в то, что наши близкие, отошедшие от нас, живы о Господе и слышат наши молитвы. Это есть выражение нашей надежды на то, что все достоблаженные отцы и матери, братья и сестры наши, жившие и скончавшиеся, соединятся с нами в Любви Христовой, и, предстоя пред престолом Небесного Отца, молятся за нас, как и мы за них.

"Бог да ублажит, упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец" (окончание отпуста).

В этом объединении "их" и "нас" исполняется таинственное единство тела церковного, тела господа нашего Иисуса Христа (Настольная книга священнослужителей, т. 4, с. 501).


Версия для печати



Новости
Ритуальные услуги
Кладбища
Некрополь
Обряды и обычаи
История
Молитвы
Цитаты
Жизнь и Смерть
Публицистика
Фотогалерея
Правовые вопросы
Документы
Некролог
Эпитафии
Помощь
Форум
Ссылки

Журнал "Реквием"
Очень недорого купить православные книги: в этом интернет-магазине!


Начало | Поиск | О сайте

Реклама





 
© 2000 Реквием.Ru. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация о сайте. По всем вопросам пишите - info@requiem.ru
Создание и поддержка сайта - АИР