????????? ?? ???????? DUSSAUX????????????????? ??????? ???????????? ??????????? ??????????????????? ?? Candelis
Реквием.Ru
 
Memento Mori - Помни о смерти
  Реквием.ru / Молитвы /

О загробной участи младенцев, не сподобившехся почему-либо святого крещения, и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва

Монах Ипполит
Составлено по учению свв. отцов и учителей Православной Церкви. (Псково-Печерский листок №10. Монах Ипполит)

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся Св. Крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жития святых, минея декабрьская.).

Из св. отцов Церкви, св. Григорий Нисский, о судьбе младенцев вообще, пишет:

"Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью: потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле" (Ч. 4. с. 359, изд. 1862 г.).

Св. Григорий Богослов говорит: "Последние (т. е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания" (Сл. На св. Крещ., ч. 3, с. 242-243. изд. 1889 г.). Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежной. Св. апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещенная, что дети эти "святые суть" (1 Кор. 7, 14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в Таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплой верой прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матери; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. - Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: "В дому Отца Моего обители многи суть" (Ин. 14, 2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить Св. Крещением, или которые получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: "ведати подобает" (говорит она в Богослужебных книгах), "яко младенцы и непросвещенные (т. е. некрещенные) ниже в геену пойдут" (Синакс. В мясоп. Субб.). Св. Григорий Богослов говорит: "Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно независящему от них стечению обстоятельств. (Душеп. Соб., 1905., № 2, с. 52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: "Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем, и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь... Равным воскресит Творец сынов Адамовых: как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие - тьме". (Ч. 4, с. 105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещенных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Мк. 16, 16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенского Собора скончавшихся не крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании, на сие правило сказано:

"Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен". Правило это помещено в книге "Кормчей", где находятся Правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти Поместных Соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего Новгородского и Петербургского митрополита Григория. Содержание ее следующее: "Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих - младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли Святого Таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию" (Душеп. Соб., с. 54).

На вопрос, "как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся Св. Крещения младенцах? Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: "Получившие Св. Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили Св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили Св. Крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: "Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного! (Из Палест. Листка Вифлеем. обители).




Версия для печати


Новости
Ритуальные услуги
Кладбища
Некрополь
Обряды и обычаи
История
Молитвы
Цитаты
Жизнь и Смерть
Публицистика
Фотогалерея
Правовые вопросы
Документы
Некролог
Эпитафии
Помощь
Форум
Ссылки

Журнал "Реквием"



Начало | Поиск | О сайте

Реклама





 
© 2000 Реквием.Ru. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация о сайте. По всем вопросам пишите - info@requiem.ru
Создание и поддержка сайта - АИР