????????????????? ??????? ???????????? ??????????????? ???????? ClaudeDourel??????????? ?? Candelis????????? ?? ???????? DUSSAUX
Реквием.Ru
 
Memento Mori - Помни о смерти
  Реквием.ru / Некрополь /

Храмы-памятники морякам в Санкт-Петербурге

(отрывок из книги)

"До сих пор в некоторых монографиях, посвященных памятникам русской военной и морской славы, утверждается, что Россия была бедна памятниками, и только после Октябрьской революции 1917 года наступил расцвет этому виду монументального искусства. Однако более внимательный взгляд в глубь нашей истории показывает, что это утверждение далеко от истины и не соответствует реальной действительности".

Так начинается исторический исследовательский труд Виталия Викторовича КОЗЫРЯ, капитана 1 ранга в отставке, ветерана Вооруженных Сил и подводного флота РФ, автора более 100 публикаций, посвященных истории отечественного флота, руководителя секции истории в Научном инженерном Обществе судостроителей им. академика А. Н. Крылова.

Виталий Викторович, отдав флоту более полувека своей жизни, и поныне открывает все новые и новые страницы его истории. Его новый труд, который, увы, уже несколько месяцев лежит без движения из-за отсутствия финансовых средств на издание, посвящен истории и географии, возведенных в СПб в разное время церквей и соборов, так или иначе связанных со славой Российского Флота.

Выход России к берегам Невы и Балтийского моря ознаменовался строительством новых церквей, прославлявших как это исключительное событие в жизни государства, так и первые победы молодого российского флота. Строительству храмов в Санкт-Петербурге способствовал Указ Петра I от 1714 года, запрещавший каменное строительство во всех других городах империи, кроме как новой столицы. Возведение храмов-памятников этим Указом получило новый импульс, а привлечение в архитектуру иностранных мастеров и новое, более высокое качество. В короткое время создается целый ряд уникальных культовых сооружений. Собор во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (1712-1733 гг.) в Петропавловской крепости символизировал укрепление России на берегах Невы и Балтийского моря. Этой же идее отвечал и Николо-Богоявленский Морской собор (освящен в 1730 году), победам при Гангуте и Гренгаме посвящается церковь во имя Св. Пантелеймона (освящена в 1722 году) при партикулярной верфи, а Чесменской победе - Чесменская церковь (1770-1780 гг.) при Чесменском дворце императрицы Екатерины II и церковь во имя Св. Иоанна Предтечи (1776-1778 гг.) на Каменном острове.

Рост Санкт-Петербурга и увеличение его населения сопровождались строительством военных и морских храмов. Они не являлись храмами-памятниками, но в их стенах накапливалось множество реликвий, связанных со славной историей сухопутных войск и флота. На флоте такими церквами стали Первенствующий Морской Собор во имя Св. Спиридония Тримифунтского, церковь моряков галерного флота во имя Св. Живоначальныя Троицы на Васильевском острове, моряков корабельного флота во имя Богоявления Господня в Кронштадте и других церквей, которых в 1917 году насчитывалось до 23-х.

Для строительства этих храмов привлекались лучшие архитекторы и строители России. В Санкт-Петербурге чаще всего строителями морских церквей являлись главные архитекторы Адмиралтейства: И. К. Коробов, С. И. Чевакинский, А. Д. Захаров. В ряде случаев привлекались и другие выдающиеся архитекторы: Ф. Б. Растрелли, Д. Трезини, Ю. Фельтен, О. Монферран и др. Неповторимость интерьеров морских храмов создавали замечательные художники: Ф. Артемьев, Ф. Бруни, И. Бельский, В. Васнецов, В. Васильев, Ф. Воробьев, М. Воинов, Г. Гзель, И. Зарудный, В. Игнатьев, А. Матвеев, А. Меркурьев, В. Фролов и др.

Освящение каждой церкви являлось заметным событием не только в жизни флота, но и в истории города.

Все это вместе выражало глубоко-трогательное отношение моряков к своим церквям. Постоянное напряжение силы воли, зависимость от капризов природы, оторванность от семьи и земных благ способствовали у них развитию религиозных чувств. Не менее важным было и другое, - церковь являлась одним из хранителей отечественной культуры, в том числе и военной. И нигде, как на море, в условиях зависимости жизни всего экипажа от поступков каждого, Православие имело особенно благодатную почву для того, чтобы стать основным нравственным законом жизни.

Немаловажным для формирования нравственного облика воинов являлось и то, что Православная Церковь не призывала их убивать своих врагов, но только лишь защищать Веру, Царя и Отечество и высшей формулой этой защиты стали слова Святого благовествования от Иоанна: "Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (15.13). Призывая воинов к самопожертвованию во имя жизни своих близких, Православие в то же время призывало милостиво относиться к своим противникам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас" (Мф. 5.44). Кажущийся парадокс имел глубокий философский и психологический смысл, не позволял враждующим давать волю своим страстям, приглушал худшие из человеческих наклонностей.

Отсюда понятно уважительное отношение военных, в том числе и моряков, к Православной Церкви, которая не разжигала в людях человеконенавистнические начала, но способствовала развитию в них добросердечия и сострадательности. В свои храмы моряки приносили все самое дорогое, все то, что составляло их гордость и славу: знамена, флаги, отличительные знаки как свои, так и добытые в сражениях на море. Сюда же доставлялись и личные награды, а в благодарение Господу жертвовались напрестольные кресты, евангелия, иконы, плащаницы и другие священные предметы.

Вокруг церквей создавалась своеобразная культурная среда, узы которой не всегда были легки, поскольку требовали подчинения воли своей воле Всевышнего в форме пунктуального исполнения церковного обряда. Но культурная среда, создававшаяся православным обрядом, являлась вполне достаточным источником для постоянного, каждодневного, ежечасного поддержания слабеющей воли человека. Не удивительно, что с верой во Христа русский человек одерживал замечательные победы на суше и на море. Эта вера не мешала, а споспешествовала как рядовому матросу, так и флотоводцу с отвагою в сердце идти на бой за правое дело.

Октябрьская революция 1917 года освободила человека от религиозного влияния. Казалось бы, для человека открылись блестящие перспективы раскрытия своей индивидуальности во всей полноте. Однако, этого не произошло, а отход от морали любви к ближнему обернулся для россиян неисчислимыми бедствиями. Поправ Господа Бога, сотворив новых кумиров, объявив древнейшее Христово учение "опиумом для народа" россиянин пришел и к другой морали, перестал почитать отцов и матерей своих начал убивать и соседа, и брата, и отца своего, погряз на многие годы в прелюбодеяниях, воровстве, лжи и зависти.

Новая коммунистическая мораль признавала справедливой войну, как средство для достижения цели. Вместо христианской заповеди мира она призывала убивать не только недругов государства, но и разделила своих граждан на "врагов народа" и не врагов, на кулаков и бедных, на белых и красных, призывая к взаимному истреблению лучших людей русского народа.

Сегодня народы нашей страны отвергли эту нечеловеческую систему, но оказались на нравственном перепутье истории. И в связи с этим приятно было узнать о встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с министром обороны России Грачевым, на которой обсуждались вопросы восстановления института военного духовенства в Российской армии.

Предлагаемая читателям книга повествует о том, как становилось Православие среди моряков на берегах Невы, какие традиции с его помощью складывались на флоте за более чем 200-летнее развитие в дооктябрьский период. Она не является строгим исследованием влияния Православной Церкви на нравственный облик моряков. Тем более автор не ставил перед собой задачу дать анализ архитектурных достоинств церквей, как памятников русской культуры. Это сделано во множестве другими исследователями. Книга преследует цель пригласить читателя к размышлениям о том, что мы потеряли и что приобрели в результате революционных преобразований в государстве и обществе. Нашлась ли замена и в каком виде тому, что веками складывалось при помощи Православной Церкви? Сегодня россиянин находится в состоянии идеологического вакуума. Опыты жизни показывают, что это чревато очень тяжелыми последствиями, и мы это ощущаем на себе сегодня через состояние духовной жизни, культуры и экономики в России и других странах бывшего СССР. Без разрешения фундаментального идеологического вопроса наши шаги к совершенствованию и демократизации общества обречены на провал.

Целью этой книги было и другое. Не преследуя апологию Православного христианства, посмотреть, что можно взять у него лучшего для воспитания моряков, чтобы возродить забытые на флоте традиции. Наконец, она является частью большой работы о храмах России - памятниках морякам, которая предполагается к изданию в 1997 году.

Церковь во имя Св. Павла Исповедника

Вступивший на императорский престол генерал-адмирал Павел Петрович одним из своих первых рескриптов от 8-го декабря 1796 года повелел Главному директору Морского Корпуса адмиралу И. Л. Голенищеву-Кутузову "принять в свое ведение дом Корпуса Чужестранных Единоверцев и обратить оный под Морской Шляхетский Корпус, который и начать переводить из Кронштадта немедленно". Уже через три дня часть Морского Корпуса была в С.-Петербурге, через месяц - большая часть, а через два года после устройства столового зала - оставшиеся воспитанники. Таким образом, если своим зарождением "Школа математических и навигацких наук" в Москве обязана Петру I, то расположением в стенах бывшего "Минихова" дома на Васильевском острове в С.-Петербурге Морского Шляхетского Корпуса императору, генерал-адмиралу и Президенту Адмиралтейств-коллегии Павлу I. "Минихов" дом был только что перестроен и предназначался для обучения в нем греческих и других православных юношей, составлявших Корпус Чужестранных Единоверцев". Он основан Екатериной II по инициативе бывшего главнокомандующего русскими военными и морскими силами в Средиземном море и Архипелаге графа А. Г. Орлова. Директором Корпуса являлся действительный статский советник Мусин-Пушкин.

В помещениях третьего этажа находилась церковь под черепичным куполом, своими окнами выходившая на берега Невы. Денег на сооружение церкви как и на перестройку самого здания, не жалели. Сначала на церковь израсходовали 8000 рублей, а после окончательной отделки к этой сумме добавилось еще 7718 рублей. Работы по ее устройству велись под руководством академика, профессора, члена Совета Академии Художеств Ф. И. Волкова (1754-1803 гг.). Стены церкви расписал академик живописи, перспективы и миниатюры А. Н. Воронихин (1759-1814 гг.). Образа иконостаса, исполненного столяром Буфендорфом, написал частью мастер Тупьев, а частью академик М. Ф. Воинов (1759-1826 гг. ). Он же написал образа для царских врат, а роспись Св. Плащаницы и несколько образов в западной части церкви и левой половины алтаря исполнил академик Е. В. Мошков (1748-1828 гг.). Богатую утварь собранную из разных провинциальных церквей и монастырей, недовольный неожиданным поворотом в судьбе Корпуса Единоверцев, директор Мусин-Пушкин раздал в церковь Академии Художеств, Смольный монастырь, Александро-Невскую лавру и др. места. Поэтому для возобновления богослужения пришлось воспользоваться и без того скудным инвентарем от прежней в Кронштадте, принадлежавшей Морскому Корпусу, церкви.

Освящение церкви, названной именем "Св. Исповедника Павла" в память о восшествии на престол цесаревича Павла Петровича, произошло 15 марта 1797 года. Внутренний облик этой третьей собственной церкви Корпуса (первая - в помещении 1-го этажа Корпуса до переезда его в Кронштадт, во имя Св. Николая Чудотворца освящена 4 марта 1761 г., вторая - в Кронштадте в здании б. "Итальянского дворца" во имя того же святого освящена 15 февраля 1772 года) сложился лишь к 1893 году, когда она после капитального ремонта, обошедшегося Корпусу в 36313 рублей, была повторно освящена 30 сентября. Поводами к исправлению и улучшению как церкви, так и самого здания послужили два пожара, отучившиеся в Корпусе в 1816 г. посте которых все здания и купол церкви покрыли железной кровлей, передали церковные полы, расписали под мрамор иконостас и приобрели множество мелкой утвари значительно улучшившей интерьеры церкви Капитальный ремонт церкви, начатый в середине XIX века под руководством и по проекту корпусного архитектора П. Е. Антипова, закончился в 1893 г уже без него, т. к. он скончался в 1869 году. В ходе этого ремонта закончили образа начатые мастером Тупьевым и написали новый образ "Спасения Петра утопающего". В написании новых образов принимали участие ротный командир полковник Клеопин и иеромонах Алексий (Виноградов). На средства, собранные воспитанниками, приобрели копию образа "Воскресения Христа" написанного академиком П. М. Шамшиным (1811-1895 гг.), оригинал которого находился в церкви Академии Художеств.

Будучи своеобразным памятником архитектуры и изобразительного искусства храм этот явился и местом, где собрались реликвии относящиеся к истории Корпуса и военного флота России. С 1854 года на стенах церкви по инициативе и на средства генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, стали устанавливаться доски черного мрамора (к 1900 году 17 досок) с именами убитых в сражениях питомцев Корпуса, а с 1892 года по инициативе и по повелению императора Александра III мраморные доски серого цвета (к 1900 году 9 досок) с именами моряков, погибших при кораблекрушениях и при исполнении своих обязанностей. В помещении церкви находились на хранении и знамена Морского Корпуса. На лентах старого знамени золотом было вышито на одной стороне "1699 г. Навигацкая школа и с 1715 года Академия Морской Гвардии", а с другой "1838 г. Морской Кадетский Корпус". Второе знамя подарено корпусу по случаю его 200-летия в 1901 году.

В таком состоянии церковь сохранилась до конца 1920-х годов, а затем в ее помещении расположили спальные места для курсантов училища. В 1925 году в Центральный военно-морской музей передали знамена, доски черного и серого цветов, откуда они безвозвратно исчезли, впрочем, как и доски белого мрамора с именами лучших выпускников, а также и портреты воспитанников удостоенных ордена Св. Георгия находившиеся ранее в столовом зале Корпуса.


Версия для печати



Новости
Ритуальные услуги
Кладбища
Некрополь
Обряды и обычаи
История
Молитвы
Цитаты
Жизнь и Смерть
Публицистика
Фотогалерея
Правовые вопросы
Документы
Некролог
Эпитафии
Помощь
Форум
Ссылки

Журнал "Реквием"



Начало | Поиск | О сайте

Реклама





 
© 2000 Реквием.Ru. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация о сайте. По всем вопросам пишите - info@requiem.ru
Создание и поддержка сайта - АИР