??????????? ?? Candelis????????? ?? ?????????? ???????? ?????????, ?????-?????????????? ????????????????????????? ??????? ???????????? ??????
Реквием.Ru
 
Memento Mori - Помни о смерти
  Реквием.ru / История /

Положение дел в похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России
Экскурс в историю

Андрей БЕЛАВЕНЦЕВ
Нина ЯКОВЛЕВА

В XX веке развивается страх перед смертью и даже самим ее напоминанием. Общество ведет себя так, как будто никто не умирает, а похороны проходят все проще и утилитарнее.

Дерево не может жить без корней, так и мы, не зная истории России, ее традиций, обычаев, обрядов - обречены на духовное вымирание. Ритуальные традиции в России с детства формировали стержень человека, его духовность. Погребальные обряды укрепляли веру, благоговейную память к предкам и с момента кончины человека до его увековечения на последнем месте упокоения - все было продуманно в этих традициях, в их долге перед мертвыми во имя живых.

Обряд - слово русское и происходит от корня "ряд", рядить значило - обсудить, договориться о чем-либо, установить житейское правило, провести праздник или обряд в жизнь. Термин же "ритуал" в старых церковных изданиях трактуется, как "совокупность обрядов". В настоящее время "ритуал" - это правило, порядок проведения религиозного или светского акта официальными представителями церкви или государства. Обрядами отмечались все важнейшие семейные события, в т. ч. похороны, поминание усопших и т. п.

И нигде в мире ритуальный обряд погребения не был разработан до такой глубокой виртуозности, как в России, и, нет в этом сомненья, именно здесь отразился русский народный характер с его мировоззрением. Так, например, с языческих времен сохранился обычай: когда человек испускает последнее дыхание, на окно ставится чаша с водой, кутьей, а на дверь вешается чистое полотенце, чтобы душа отведала пищи, умылась перед дальней дорогой. Всю воду в доме выливали, пустые предметы переворачивали "смерть пришла, да чтобы не задержалась", а зеркало "раздвоение души" - занавешивали. Сам же православный обряд погребения тела усопшего сохранился с ветхозаветных времен и выражался в омовении тела, облачении его и положении во гроб.

Гроб, как понятие, пришел из древнего Египта (саркофаг) и в быт России внедрен лишь при Петре I (колода, ладья в воду, трупосожжение до Петра I).

До принятия христианства хоронили на погостах, самых красивых, высоких местах. Самоубийц, колдунов, неотпетых - не на кладбище, а за чертой кладбища, в низинах. С принятием же христианства погосты стали украшаться часовнями - церквами с обязательным колокольным звоном. И вот даже сегодня группа исследователей под руководством российского ученого, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника отдела теоретических программ РАН П. П. Гариева изучала благотворное воздействие колокольного звона православных храмов. Они установили, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, которые... разрушают болезнетворную среду.

Сохранилось множество преданий у славян, а сколько прекрасных легенд оставили наши предки - но все едины в одном - стремление облегчить переход в иной мир и обезопасить себя.

Слово переход мы не зря упомянули. Это слово дает наиболее полное представление об эволюции отношения человека к смерти. Язычники говорили: - "переставился" (в другой мир), позже стали говорить: "преставился". Сейчас - откинул коньки, загнулся и т. п. Страшно заглянуть вперед.

Целенаправленный исторический анализ позволяет понять многие символы и значения атрибутов, товаров и прочих ритуальных принадлежностей.

Исторический анализ собранного материала позволил установить, что сразу после погребения умершего на Руси на могиле устанавливался символ:

  • памятник, отражающий образ, характер, социальное положение и достаток усопшего, что находило отражение в его душе;
  • символ веры (крест, колонка и т. д.);
  • предметы и тела животных, символизирующие для наших предков средство переезда в другой мир (сани, ладья, конь, упряжка, уздечка, седло).

При всем этом, любому православному человеку надо знать, что - крест над могилой символизирует тело умершего и то, что оно находится здесь, в земле, а душа его - на небе, что над крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной. И не удивительно, что поминание усопших, по церковным обычаям, - на 3, 9, 40 день (в 3-й день - распадается образ; в 9-й день - распадается тело; в 40-й день - истлевает сердце).

Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства и архитектуры, но при этом сохраняло ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играют не меньшую роль, чем особенности художественного мышления эпохи, уровень мастерства исполнителя и возможностей оборудования. Формы надгробий, как и обывательские вкусы, весьма консервативны и могут не изменяться десятилетиями. Тем более интересно, что эволюция художественных стилей все же заставила эволюционировать и этот вид искусства, как никакой другой, придерживающийся традиционных форм.

Мемориальная пластика - функциональный по своей природе вид искусства, который не может быть замкнут в чисто эстетических категориях. Художественная форма надгробного памятника обусловлена традицией. В особенности это касается рядовых надгробий простейших форм: могильный холм, плита, цветник, крест. Памятники высокого социального ценза изменялись постоянно, эпоха за эпохой. Материалом для памятников служил местный известняк, добываемый в окрестностях Петербурга: путиловская, парицкая, пудостская плита. Менее распространенным был металл, чугун, бронза.

Жанр скульптурного надгробия, давший русскому искусству в эпоху классицизма ряд первоклассных произведений, предназначался для родовых фамильных усыпальниц, кладбищенских церквей, а чаще для открытого пространства некрополей. С конца XVII века погребения в храмах вообще были запрещены. На рубеже 1760-1770 гг. некрополь начинает приобретать ансамблевость, разнообразие форм в единстве пластической концепции, что свойственно художественной практике классицизма. Монолитные объемы саркофага из гранита стали изготавливать с 1780 г. прямоугольной формы. Вообще материал надгробий опосредован состоянием добычи камня. Первые разработки камня начались с 1770-х годов. За полвека - 1780-1830-е годы - искусство художественного надгробия в России вышло на один уровень с лучшими образцами европейской мемориальной скульптуры.

В 1849 году в Петербурге работали 22 мастерские монументщиков и монументные лавки, а в 1900 году - 54. Клейма известных петербургских мастерских стоят на памятниках выдающимся деятелям русской культуры.

С 1920 года начались разграбления и вандализм на кладбищах. В связи с изъятием денег у зажиточных слоев населения надгробные сооружения упростились, а мастерские, оставшиеся без крупных заказчиков, были вынуждены реорганизоваться в новые структуры. Многие мастера ушли в реставрационные и скульптурные мастерские, выполнять правительственные заказы, либо уехали вовсе.

С 1960 года интерес к памятникам опять стал появляться, но собрать мастеров уже было невозможно, а потому заказы на изготовление индивидуальных надгробных сооружений поступали в Союз Архитекторов, скульптурные и реставрационные мастерские.

В это время было взято направление на удешевление, за счет количества и внедрения новых материалов - бетон, силумин, композиционные материалы и т. д.

За последние 60 лет камнеобрабатывающая отрасль практически не развивалась. Добыча камня на некоторых месторождениях производится и поныне дедовским способом. Закупка нового оборудования уже много лет отсутствует на многих предприятиях. Крупные предприятия специализируются на выпуске стандартной продукции: плитка, прямоугольные камни с плохой обработкой. Количество выпускаемой продукции гасит издержки качества товара.

За время "перестройки" организовались мелкие предприятия по обработке камня, но все они производят однообразную, стандартную продукцию, низкого качества, но из-за широкого ассортимента пород камня и продажи импортной продукции (отделочная плитка, камины и др.) продолжают оставаться на рынке.

Атрибуты, как и все остальное в погребении, играют немаловажную роль.

Свечи и лампады

Свеча страстная дается в руки усопшего, а четыре другие свечи по сторонам, вокруг гроба и зажигаются при отпевании (символ креста). Свеча - свидетельство Веры, причастности человека к Божественному свету. Горение свечи означает очищение человека, превращение во что-то новое, светлое под действием огня. Свеча - символическое звучание, ведь недаром она давалась умирающему и несла силу оберега, огня очистительного, для того, чтобы предстать перед Богом.

Лампада - символ нашего духовного союза с церковью и во Вселенной. Это обязательный обрядовой атрибут, используемый при погребении, на кладбище и дома.

Ритуальный предмет, изготавливаемый из свежей зелени, цветов, веток, реже из хвои, сухих трав и цветов, использовался, как элемент убранства при похоронах. Он служил оберегом от нечистой силы, сглаза, болезней.

Обрядовое употребление венков связано и с магическим осмыслением их формы, с другими круглыми предметами, имеющими отверстия (обручем, кольцом, калачом), на этом основан ритуал - умываться из круга, пролезать через круг, процеживать молоко через венок, целоваться, прощаться через круг. Дополнительную силу венку придают свойства растений: барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и березовых веток. Немаловажное значение имеет и сам обряд изготовления венка - витья, плетения, скручивания. Особенно интересны дошедшие до сегодняшнего дня троицкие, купальские, юрьевские венки, когда венки вешались на крест, на дом, иконы.

Интересен и обычай у восточных славян-руссов в Духов День класть маленький венок в колыбель новорожденного, под подушку - у роженицы - для зашиты от злых сил, помещали по венку во все углы гроба, или под подушку умершему - "чтобы зло не подступило", носили под рубашкой - "от ведьм". Вообще верили, что венки, освещенные в Духов День, защищают от всяческого зла, являются оберегом. Как "оберег", как символ памяти его оставляли на кладбище, а затем сжигали. Погребальные венки однако более, чем другие атрибуты изменялись, им придавались новые формы, более того, они могли символизировать род деятельности покойного при жизни, его веру, его привязанности (форма "креста", якоря, часов, гитары, музыкального ключа и т. д.). Поле деятельности человека, в этой сфере огромна. К примеру, лента, вплетенная в венок, обращена к праху, к Богу, живущим, а у нас сейчас "телеграмма": кому, от кого. Необходимо разработать, внедрить новые ленты.

Таким образом видно, что черты народной обрядности выжили, не исчезли, а как бы вплелись в основу религиозных обычаев. И нам, живущим, нужно быть причастными к этим обычаям народа, ощущать себя звеном в бесконечной цепочке навсегда ушедших, ныне живущих и грядущих поколений.

(Продолжение следует)


Версия для печати



Новости
Ритуальные услуги
Кладбища
Некрополь
Обряды и обычаи
История
Молитвы
Цитаты
Жизнь и Смерть
Публицистика
Фотогалерея
Правовые вопросы
Документы
Некролог
Эпитафии
Помощь
Форум
Ссылки

Журнал "Реквием"



Начало | Поиск | О сайте

Реклама





 
© 2000 Реквием.Ru. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация о сайте. По всем вопросам пишите - info@requiem.ru
Создание и поддержка сайта - АИР